Куль-ОбаКуль-оба - курган скифского вождя 4 в. до н. э., открытый в 1830 близ
г. Керчь.
Под каменной насыпью кургана находился каменный склеп, построенный по
греческому образцу. Умерший похоронен в деревянном саркофаге в одежде и
головном уборе, расшитых золотыми бляшками, на шее -- золотая гривна с
изображениями конных скифов на концах, на руках -- золотые браслеты.
Полный набор наступательного и защитного вооружения найден в разных
местах гробницы.
Главного покойника сопровождало погребение жены или наложницы.
Золотые украшения её ритуального убора и электровый сосуд с изображением
скифов представляют собой превосходные изделия греческих ювелиров.
У южной стены склепа был погребён слуга или раб. В гробницу были
поставлены амфоры с вином, бронзовые котлы с мясом, бронзовая и
серебряная посуда.
Курган близок к т. н. царским скифским курганам Нижнего Приднепровья
4--3 вв. до н. э. (БСЭ)
Холм, на котором расположен курган Куль-Оба
"[...]мнение П.Дюбрюкса о том, что в кургане Куль-Оба был погребен
скифский царь (см. Ашик 1848а: 37), которое сейчас является
общепринятым, поначалу казалось очень спорным. Д. де Монпере
предполагал, что здесь был погребен боспорский царь (De Montpereux 1843:
219-222). А.Б. Ашик в своей известной книге занял весьма противоречивую
позицию, - он признавал погребение скифским (1848а: 32-33), но чуть
ниже писал, что гробница принадлежала "какому-нибудь пантикапейскому
Археанактиду" или одному из боспорских царей (1848а: 38; ср 1850: 138).
Явную негреческую специфику памятника этот исследователь связывал с тем,
что нравы, обычаи и язык местных греческих колоний вообще "сильно
отзывались соседством скифов" (1848а: 39). Сомнение в том, что в
Куль-Обе были похоронены скифский царь и царица, высказал Г.И.Спасский.
Он считал более вероятным, что здесь был погребен один из боспорских
царей, который мог заимствовать от подчиненных скифов не только одежду,
"но самые нравы и обычаи" (Спасский 1846: 120). Сходной трактовки
придерживался и Ф.А.Жиль, рассматривавший этот памятник как усыпальницу
Левкона I или его отца Сатира (ДБК: XLVI; но ср. Жиль 1961: 56), а
варварские черты погребального обряда и инвентаря объяснявший тем, что
первый Левконид по политическому расчету был вынужден принять "одежду и
обычаи народа, над которыми он утвердил свое господство" (ДБК: XLVIII)".
из статьи Ю.А. Виноградова "Феномен
Боспорского государства в отечественной литературе"
Холм, на котором расположен курган Куль-Оба
Благодарим Елену Власову за любезное разрешение использовать ее
статьи в нашем проекте.
|